ГЛАВНАЯ   У каждой  эпохи  свои идолы и свои демоны  МОИ  РАССЫЛКИ
   автор   древнее    хунны   тюрки   монголы   белые   красные    лавка      блог   архив

 

Зороастризм

 

"Энциклопедия «Народы и религии мира»"

зороастри́зм, религия, получившая распространение в древности и раннем средневековье в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Зороастризм был государственной религией Ирана до его завоевания арабами. Своё название зороастризм получил от имени пророка Заратуштры (Зороастра), который считается его основателем. Точные даты жизни его неизвестны, как неизвестны место его рождения и время начала проповеди, но предполагается, что Заратуштра жил между рубежом 2—1-го тысячелетий и 1-й половиной VI в. до н. э. и проповедовал в некоторых областях Восточного Ирана, Средней Азии или Афганистана.

Учение Заратуштры изложено в Авесте — собрании священных книг, отражавших религиозные верования и мифологические представления древнеиранских племён.

Наиболее ранняя сохранившаяся рукопись Авесты (Зенд-Авеста, ср.-перс. «комментированная Авеста») датируется XIII—XIV вв. н. э. Кодификация Авесты проводилась при Сасанидах (III—VII вв.). В результате кодификации Авеста была записана созданным для этой цели авестийским алфавитом (на основе среднеперсидского языка), до этого времени текст Авесты передавался изустно.

При Сасанидах Авеста состояла из 21 части (наска). Дошедшая до нас Авеста включает Ясну, Яшты, Видевдат (или Вендидад), Висперед; извлечения молитв составляют так называемую Малую Авесту (Хурд Авеста).

Ясна состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты — гимны пророка Заратуштры, написанные в стихотворной форме, и семь глав — так называемую «Ясну семи глав», наиболее близкую к Гатам по языку и времени происхождения часть Ясны. Яшты содержат 21 религиозный гимн, прославляющий божества зороастрийского пантеона. В гимнах отражены иранские легенды и мифы, многие сюжеты которых были использованы Фирдоуси в «Шахнаме». Яшты создавались на протяжении длительного времени, хотя в целом они имеют более позднее происхождение по отношению к Гатам.

Из двадцати одного наска Авесты полностью сохранилась лишь одна книга — Видевдат, в которой отражены более поздние разделы зороастрийской догматики. Видевдат — это свод законов о ритуальной чистоте, дозволенном и запретном, о правилах религиозного очищения, культах огня и других стихий.

Основной чертой зороастризма является дуализм — признаются два божественных начала: светлое, олицетворяемое добрым богом Ахурамаздой (Мазда, Ормузд), и тёмное, зло, олицетворяемое злым богом Ангро-Майнью (Ахриман), каждый из которых возглавляет сонм духов: света и добра — ахуров или тьмы и зла — дэвов. Оба великих божества являются равноправными творцами мира. Первый создал всё хорошее, разумное, полезное, второй — всё дурное, вредное. Это относится и к области этики — правда, добро, справедливость противостоят лжи, злу, подлости и т. д.

Ахурамазда признаётся покровителем земледелия, оседлой жизни, домашних животных, особенно коров и собак, Ангро-Майнью (Ахриман) — помощником воинственных кочевников в их набегах на земледельцев, покровителем хищных животных. Между обоими началами происходит вечная борьба. Согласно учению Авесты, добрый бог не может отвечать за зло мира, так как оно порождено другой, независимой от него силой. Зло и страдания возможно устранить в будущем, после торжества Ахурамазды, объединения всего человечества, которое обретёт единый язык и общее государственное управление. Путь к преодолению зла — очищение от него, как моральное, так и культовое, в котором особую роль играет поклонение воде и возлияние, состоящее из трёх элементов: молока и сока из листьев двух растений. Число «три» было священным, три составные части возлияния символизируют царства растений и животных, вскормленных водой. Возлияния, освящённые молитвой, должны возвращать этим царствам ту жизненную силу, которую они отдали, и тем самым сохранять их чистыми и приносящими изобилие.

В культе зороастрийцев особое значение придаётся огню, как очищающей силе. Ему воздвигались алтари, а позднее и храмы. Огню (зороастрийцы называли его Атар) совершали приношения также из трёх элементов — из сухих чистых трав, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. Таким образом, огонь, как и вода, набирается сил с помощью трех приношений: двух — от растительного царства и одного — от царства животных.

Зороастризм запрещает погребение и сожжение трупов, так как это означает осквернение земли, огня и растений, и предписывает оставлять труп в каком-либо пустынном возвышенном месте на съедение хищным зверям и птицам. Зороастризм признаёт бессмертие души и в награду за праведность обещает загробное блаженство. Заратуштра учил, что каждая душа, расставаясь с телом, будет судима за то, что совершала в жизни, и приговор ей зависит не от числа и щедрости пожертвований во время прошлой жизни, а от её нравственных достижений. Этот суд вершит на мосту Чинват Митра, ему помогают Сраоша — страж загробного мира и Рашну, держащий «весы правосудия», на которых взвешиваются мысли, слова и дела каждой души. Если добрых дел и мыслей было больше, то душа считалась достойной рая, мост Чинват становится широким и прекрасная девушка (даэна — олицетворение совести каждого) увлекает душу вверх, в рай; если же больше дурных дел и мыслей, то мост становится узким, как клинок, отвратительная ведьма тянет душу в «жилище дурного помысла», где каждый грешник переживает «долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов». Согласно учению Заратуштры, грядущий спаситель, праведный человек благого происхождения — саошьянт поведёт людей на последний бой против зла.

В зороастризме большое место отводится законам очищения и разработаны многочисленные обряды для достижения ритуальной чистоты. Простейшие из них могли совершаться мирянами у себя дома, но более тщательное очищение совершалось священниками с произнесением соответствующих изречений. Самым действенным считается тройное очищение коровьей мочой, песком и водой.

Согласно Заратуштре, божествами (Амеша Спента) созданы совершенными семь творений: небеса, земля, вода, растения, кроткая и милосердная корова, огонь и человек. Постоянно портят их грязь, болезни, ржавчина, муть, плесень, зловоние, увядание, гниение — всё это творение Ангро-Майнью (Ахримана) и его воинов.

Многие зороастрийские обряды связаны с временами года и носят сезонный характер. Одним из наиболее значительных и торжественных праздников является Ноуруз — Новый год, который не только символизирует пробуждение природы и всего живого на земле, но и празднуется как победа справедливости и начала новой жизни; время празднования приходится на весеннее равноденствие, когда солнце входит в созвездие Овна.

С VII в., со времени арабских завоеваний и утверждения ислама, зороастрийцы подвергались гонениям, многие из них в VII—X вв. переселились из Ирана в Индию, особенно в Гуджарат, где они стали называться парсами; оставшихся в Иране последователей зороастризма мусульмане называют гебрами.

В 1996 в мире насчитывалось 190 тыс. зороастрийцев. В Иране их около 21 тыс. человек, преимущественно в городах Тегеран, Исфахан, Шираз, Хорремшехр, Ахваз, Йезд, Керман и их окрестностях.

В Индии численность парсов — зороастрийцев — более 150 тыс. человек, в Пакистане — 6 тыс., в Канаде — 3 тыс., США, Великобритании — 3 тыс. человек, в Шри-Ланке — 500 человек, в Австралии — 200 человек. Небольшие общины зороастрийцев есть в Адене, Сянгане, Сингапуре, Шанхае и др.

Б.-Р. Логашова

Руины храма огнепоклонников.

Храм огнепоклонников Атесигях

 

Энциклопедия «Мифы народов мира»"

Зарату́штра (авест.), Зороа́стр (др.-греч.), Зарду́шт (среднеиран.), в иранской мифологии пророк и основатель религии зороастризма. Историчность З. достоверно не установлена, хотя большинство учёных признают З. реальным лицом. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского), в VII—VI вв. до н. э. Лингвистический анализ «Гат» — самой священной части «Авесты», автором которой считается З., позволяет отнести эпоху деятельности пророка к XII—X вв. до н. э. Согласно «Ясне», З. — сын Пурушаспы, четвёртого человека, выжавшего священный сок хаомы; по другим версиям, он происходит из восточноиранского рода Спитама. Первоначально З. выступал с проповедью на родине (в Восточном Иране или в Средней Азии), но не был признан своей «общиной»; согласно пехлевийским источникам, он подвергся преследованиям со стороны местного правителя чародея Дурашрава и вынужден был покинуть родину (в «Гатах», приписываемых З., сохранилась молитва-сетование, обращённая к Ахурамазде, — «Куда бежать?»). Его покровителем и последователем стал царь (кави) Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма в Иране. По пехлевийскому сочинению «Датистан-и-Диник», пророк был убит Тур-и Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь.

Уже в «Младшей Авесте» образ З. был подвергнут мифологической переработке: одни тексты изображают его культурным героем, учредителем социальной структуры общества («Яшт» XIII 88—89), другие — провозвестником таинств новой веры, спасителем не посвящённого в высшие истины человечества (в духе «Гат»: «Ясна» 17, 19, 27; «Яшты» V и XIX, «Денкарт»). Дух тьмы Ангро-Майнью пытался через дэва лжи Друга убить или искусить З. обещанием великой власти («Видевдат» 19, 4—6). Пророк отражал эти происки не только словом и атрибутами культа, но и камнями для пращи, «большими как дом». По «Младшей Авесте», З. просил содействия в насаждении новой веры у божеств древнеиранского пантеона Ардвисуры Анахиты, Хаомы, Митры и Веретрагны, но собственно «Гаты» не содержат их упоминаний.

В поздних сочинениях «Денкарт» (VII 1, 14) и «Затспрам» (VI 14) образ З. полностью мифологизирован: Ахурамазда создал его духовную сущность (фраваши) в начале бытия и поместил её в ствол древа жизни Хаомы, а через шесть тысяч лет, в период ожесточения вселенской борьбы добра и зла (см. Иранская мифология), З. призван был способствовать победе добра на земле, получил телесное воплощение и был озарён неземным светом истины [миф о сошествии огня (света) истины, хранимого в мировом дереве (см. Древо мировое), к людям имеет позднеиндоевропейские истоки: ср. Прометея, принёсшего людям огонь в стволе зонтичного дерева].

Главным в проповедях З. было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости (см. Аша Вахишта) в мировой борьбе добра и зла от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра (ср. древнеиндийское учение кармайоги). Проповедуя зороастрийскую мораль — этическую триаду благих мыслей, благих слов и благих дел, — З. идеализировал также «праведную» хозяйственную деятельность, которую он противопоставлял неправедному кочевническому образу жизни; согласно одной из «Гат», он ниспослан на землю и для того, чтобы научить людей ухаживать за скотом. З. считался посредником между богом и людьми; «Авеста» — священное откровение Ахурамазды, которое З. передал своим ученикам. Последователям Ахурамазды З. обещал посмертное блаженство, пособникам зла угрожал муками, расплавленным металлом и осуждением на страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира. Пророк предсказывал,, что конец света наступит при жизни современного ему поколения: по «Младшей Авесте» гибель мира должна произойти через три тысячи лет, когда праведные будут спасены саошйантом — воплощением З.

Через греческое посредство образ З. — Зороастра стал достоянием европейской культуры. В эпоху эллинизма он породил множество вторичных синкретических мифов, которые сохраняли иногда архаичные иранские черты. Так, античный автор I — начала II вв. Дион Хрисостом передал легенду о том, что З. в поисках истины удалился на уединённую гору, куда обрушилось с небес великое пламя, но З. вышел из него невредимым и наделённым искомой мудростью (вариант мифа о сошествии божественной истины в огненной форме). Зороастру приписывали множество пророчеств, изречений и книг, в средние века его считали магом и астрологом. Ф. Ницше вложил в уста З. мрачную проповедь индивидуалистически толкуемой свободы духа («Так говорил Заратустра»).

Литература:
Абаев В. И., Скифский быт и реформа Зороастра, «Archiv Orientálni», 1956, v. 24, № 1;
его же, Миф и история в Гатах Зороастра, в сб.: Историко-филологические исследования, М., 1974 (лит.);
Hartman S., Der grosse Zarathustra, «Orientália Suecana», 1965—66, v. 14—15;
Whitley C. F., The date and teaching of Zarathustra, «Numen», 1957, v. 4, fasc. 3;
Molé M., La légende de Zoroastre selon les textes Pehlevis, P., 1967;
Shapur Shahbazi 

Автор: мобед Камран Джамшиди
Перевод: Джамшид Зартошти

Послание Заратуштры — от самопознания к познанию Бога

 

Предисловие

Да будет благословенным Ахура Мазда!

Около 4 тысяч лет назад люди в силу многих причин пребывали в невежестве. Они не знали многого об окружающем их мире, не понимали, по какой причине происходят те или иные природные явления. Для каждого события в окружающем мире, даже для чувств и эмоций человека, по представлениям людей, существовали боги и божества. Человек давал им клятвы и обеты, обращался к ним с просьбами и испытывал постоянное чувство страха, боясь гнева богов. Наделённые властью и пользующиеся силой правители эксплуатировали непросвещённого человека и в интеллектуальном, и в материальном плане. Наконец, в поисках спокойной и счастливой жизни люди покидали обжитые места и уходили, чтобы обрести спасение, однако по-прежнему не находили его.

Именно в тот период великий мыслитель и мудрец по имени Заратуштра из рода Испантаман в поисках истины прошел долгий путь познания и вдохновения. В конце этого пути он понял, что существует определенный порядок, основанный на законах природы и бытия; что существует сила, установившая этот порядок, и эта сила есть единый Бог. Кроме того, существуют основы праведной жизни человека и общества. Это — правдивость, честность и умиротворение. Поняв всё это, Заратуштра преподнёс в дар людям всего мира свою Весть. В ней указывается, что Бог един, и говорится о том, как вести разумную жизнь, свободную от суеверий и предрассудков, в соответствии с законом творения. Иными словами, Заратуштра основал новую религию. Начало этой религии было положено в Иране, а позднее она охватила половину всего мира того периода. В течение нескольких тысячелетий на основе этой религии человек строил свою жизнь и связывал с ней все свои надежды. Учение этой религии, её верования стали основой для всех других религий, каждая из которых приобрела, конечно, свои специфические особенности. Последующие исторические события (они станут предметом обсуждения и анализа в других статьях, посвящённых истории) изменили судьбу данной религии, и число её последователей по сравнению с прошлым значительно уменьшилось. Однако, поскольку она имеет глубокие корни и строилась на прочной основе, эта религия стойко выдержала все испытания и не только не исчезла, но и, напротив, постепенно возвращает своё прежнее положение. Этот процесс, конечно, в первую очередь затрагивает исследователей и просвещённых людей. Многие из них пришли в эту религию, исследуя и изучая её.

Настоящая статья написана для того, чтобы можно было в лёгкой и доступной форме ознакомиться с философией, идеями и основами «Благой Веры» (чистой заратуштрийской религии). Она предназначена для любого последователя заратуштрийской веры или того, кто хочет познать эту религию. Она предназначена также для заратуштрийских сообществ. В ней изложены требования, предъявляемые к последователям заратуштрийской веры, а также основные идеи этого великого учения. Все, кто примет эти светлые и основополагающие идеи, станут членами великой семьи — «армии благих деяний» в мире. Они будут следовать путём дружбы, умиротворения и всеобщего счастья во всем мире.

В этой статье изложены основы заратуштрийской веры, то есть те принципы, познав и признав которые, любой человек может считать себя заратуштрийцем. Кроме того, в ней рассмотрены основные философские положения религии, то есть учения Ашо Заратуштры, и, наконец, рассказывается о том, как осуществлять религиозные обряды. Надеюсь, что с помощью этой статьи Вы сможете сделать первый шаг, пусть и небольшой, на пути познания и распространения этой прекрасной религии, имеющей огромное нравственное, гуманитарное, жизнеутверждающее значение и позволяющей добиться успехов в поисках истины.

 

Мобед Камран Джамшиди
Ноуруз 3737 года по заратуштрийскому календарю (март 1999 года).

 

Основы зороастризма

Исходя из нашего истинного религиозного учения и исходя из содержания послания нашего Учителя Ашо Заратуштры, мы, заратуштрийцы, признаём следующее:

1. Заратуштрийская вера, или благая вера, как называл её Ашо Заратуштра, является первой религией в мире, в которой признавали единого Бога. Заратуштрийская вера освободила человека от поклонения различным божествам и познакомила людей с единым Богом, Ахура Маздой.

2. Основоположник Благой Веры Заратуштра из рода Испантаман, получивший известность среди людей под именем "Арьяха", пройдя путь самопознания в поисках истины, постиг суть высшей и единой силы, суть законов сотворения жизни и преподнес в дар людям послание Бога, послание разума.

Для того, чтобы подчеркнуть заслуги нашего Пророка и Учителя, мы, зороастрийцы, всегда ставим перед его именем эпитет "Ашо" и называем его Ашо Заратуштра. Слово "Ашо" означает "человек, идущий по пути познания". Сам Ашо Заратуштра называл этим словом людей, избравших верный путь, действующих правильно. Таких людей называли "Ашаван".

Согласно последним исследованиям и по подсчетам наших ученых, признанным всеми историками, местом появления Ашо Заратуштры и зарождения чистой религии считаются северо-восточные районы сегодняшнего Ирана (Великий Хорасан). Временем зарождения религии (Ашо Заратуштра огласил послание в 30-летнем возрасте) считается 1738 год до н.э. Мы считаем этот год началом нашего летосчисления и называем его годом Заратуштры.

3. Основы послания и учения Ашо Заратуштры, которые сам он называл "мантра", что означает "пробуждение мысли", дошли до нас в одном сборнике под названием "Гаты". По-другому этот сборник называется у нас, зороастрийцев, "Священной книгой" или "Небесной книгой".

Сборник письменных документов, оставшихся от различных периодов истории и культуры иранцев, называется Авестой. Авеста представляет собой ценный первоисточник, который имеет огромное значение для тех, кто хочет получить знания об образе жизни, верованиях и, наконец, о культуре народов, населявших в течение длительного исторического периода иранскую территорию. Гаты и некоторые другие песни и письменные документы, оставшиеся от близких Ашо Заратуштре людей, которые придерживались такого же, как и он, образа мысли и выступали со своими проповедями в тот же период, вместе с основными Гатами составляют сборник, называемый "Стаота Йесна". Этот сборник является для нас единственным "учителем", "наставником" при изучении основ религии.

На основе этого учения можно сказать, что "Чистая религия" — это мировая религия. Она не предназначена для народа только одной страны, одной расы, одной национальности, одного цвета кожи. Она не принадлежит какому-то определенному сословию. Конечная цель религии заключается в умиротворении, радости и счастье человека. Где бы ни жил последователь чистой религии, он должен строить образ своих мыслей на основе своего религиозного учения, разума и полученных знаний. С помощью благих мыслей, слов и поступков он должен постоянно заниматься совершенствованием своего тела и души, улучшением своей жизни и жизни общества. Учитывая, что местом рождения Ашо Заратуштры и местом, откуда стала распространяться чистая религия, является территория Ирана и, кроме того, учитывая, что история религии непрерывно связана с историей этой территории, именно Иран считается исторической родиной самого Пророка и чистой религии. Именно поэтому последователи чистой религии, в какой бы точке земного шара они ни жили, считают Иран своей родной землей и будут прилагать постоянные усилия для ее процветания.

4. История зороастрийцев (тех последователей религии, которые остались на родной земле) — это история иранской земли, история ее взлетов и падений. Кроме того, это история эволюции образа мысли, традиций кочевых племен (парсов) под влиянием законов, господствующих в новых местах их поселений (Индия и Пакистан). Зороастрийцы должны знать историю своих предков. Это необходимо им для понимания сегодняшней ситуации. Они должны использовать разум (как личный, так и общественный) для того, чтобы вести праведный образ жизни, продвигаться к лучшему, более светлому будущему и, наконец, присоединиться к сообществу всемирной дружбы.

5. Как уже отмечалось, "чистая религия" — всемирная религия. Она предназначена для всего человечества. Поэтому необходимо, проявляя разум и рассудительность, предпринимать шаги для ее распространения. На этом пути следует соблюдать несколько важных принципов:

а) мы должны знакомить людей с тем, чему сами верим на основе разума, показывать путь, по которому ведет нас разум; при этом мы не испытываем никакой вражды к любым верованиям и религиям и стараемся избегать неправильных и неразумных действий;

б) чистая религия в первую очередь предполагает формирование личности; ее цель заключается в достижении человеком умиротворения и спокойствия; умиротворение закладывает основы развития мирового сообщества; чистая религия не ставит перед собой целью добиться политической власти; эта религия в принципе не имеет ничего общего с политикой; именно поэтому последователи чистой религии не принимают в свои ряды тех, кто обратил взоры на религию для достижения политических целей, целей своей организации или по иным соображениям, кроме целей самоочищения на основе искренней веры;

в) поскольку случаются проявления дурных и разрушительных намерений, последователи зороастризма и их организации должны иметь защитный механизм, который позволит им с чистым сердцем и здравым рассудком определить и предотвратить злые намерения;

г) каждый последователь зороастризма должен:

правильно понимать суть религиозного учения и с верой в сердце претворять его в жизнь; постоянно изучать историю зороастризма и хорошо знать настоящее; ценить те трудности и лишения, с которыми сталкивались зороастрийцы на пути сохранения и укрепления основ религии и культуры предков; следовать религии зороастризма по собственной воле и без принуждения.

Соблюдающий все эти требования человек считается зороастрийцем.

Приобщение к чистой религии происходит в два этапа. На первом этапе необходимо проникнуться верой и следовать в своей жизни основам религиозного учения. Это личное дело каждого человека. Затем нового последователя зороастризма должно принять в свои ряды зороастрийское сообщество. Требуется также активное участие в работе сообщества. Церемония вступления в сообщество и приобщения к религии осуществляется в виде церемонии надевания сэдрэ. Эта процедура осуществляется Мораджи — уполномоченным лицом, кандидатура которого утверждается сообществом зороастрийцев.

 

Некоторые основополагающие знания

Что такое Вера, какой смысл заложен в этом слове

Вера на персидском языке — Дин, на авестийском языке — Даэна, что означает "видеть, знать, понимать". Кроме того, у этого слово есть еще одно значение — "совесть". Ашо Заратуштра называл свое пророчество и учение "Даэна Вангухи", что означает "благая вера" (по-персидски — Дине Бехи) и "хорошая, чистая совесть". Другими словами, это означает "понимание, знание истины, смысла жизни". Верующий — это человек, который с помощью разума познает свой внутренний и окружающий мир, находит правильный, истинный путь и идет по нему.

Таким образом, название веры "Дине Бехи" имеет более древние корни по сравнению с другими названиями, и зороастризм иногда называют "Бехдин".

Позже появились другие названия веры: "Маздаи", "Маздаясни" или "Маздапарасти", "Ахураи"... И, наконец, "Зартошти". Этими же словами называли Пророка. Последователи зороастризма использовали названия "Дине Бехи" — "Бехдинан" или "Дине Зартошти" — "Зартоштиан".

 

Имя Пророка

Имя Пророка на авестийском языке звучало как "Заратуштра". На языке гуджарати оно стало звучать "Заратушт" или "Зартушт". На современном персидском языке оно произносится как "Зартошт".

В английском языке существует искаженная греческая транскрипция имени "Заратуштра" — "Зороастр", и с XIX века на Западе для названия истинной веры (Дине Бехи) используется термин "зороастризм".

 

Священная книга

Заратуштра излагал свою доктрину и обучал людей на протяжении сорока семи лет. В конце концов суть доктрины была выражена в 17 Песнях. Сам он называл их "мантра", то есть "побуждение к размышлениям". Позже их стали называть "Гатами". На авестийском, пехлевийском и персидском языках это название произносится по-разному: "Гаса", "Гасар", "Гахан". Во всех других языках принято название "Гаты", и люди в основном знают именно это название. На языке Авесты и на санскрите слово "Гаты" означает "чистая песня".

Эти 17 Песен по стихотворному размеру и ритму разделены на 5 частей, каждая из которых имеет свое особое название. Каждая из Песен имеет определенное количество строф. Самая длинная Песня содержит 22 строфы, самая короткая — 6 строф.

Пять частей Гат имеют следующие наименования:

Ахнуд (Ахунаваити), Оштавад (Уштаваити), Спантамад (Спента Маинйо), Вохухшатра (Вохухшатра), Вахешто Ишт (Вахишто Ишти).

Первые последователи Ашо Заратуштры добавили к священной книге свои восхваления и песни, так называемые "Легкие Гаты". К ним относятся:

Хаптанг Хаити, или Семь Глав; Аирья Ма Ишью; Хадаохта или Хадохт (Соруш); Фшошо Мантра; Йенге Хатам — уважительное отношение к мужчинам и женщинам; Фраварти или Фарвард, что означает "отдавать предпочтение"; выдержки из этой части читают в своих молитвах как последователи чистой веры, так и те, кто отдал ей предпочтение, то есть, прочитав эти слова, человек отказывается от заблуждений и приобщается к чистой вере; Ашем Воху — восхваление правды и Аши; Ята Аху — о необходимости сделать выбор и о помощи другим.

Все это вместе составляет "Стот Ясн", по-авестийски — "Стаота Йесна", что означает "страстные восхваления".

Стот Ясн: 1 — Ашем Воху, 2 — Ята Аху, 3 — Ахновад Гат, 4 — Оштавад Гат, 5 — Сепентемад Гат, 6 — Вохухшатра Гат, 7 — Вахешту Ишт Гат, 8 — Аирья Ма Ишью, 9 — Хафт Хат, 10 — Йенге Хатам, 11 — Хадохт, 12 — Феравад.

Одной фразой можно сказать, что священная книга, которая служит для нас, последователей зороастризма, водителем в жизни — это Гаты (или Великие Гаты).

 

Философия или мировоззрение зороастризма

На основе учения Ашо Заратуштры и исходя из содержания пробуждающих разум песен, то есть из содержания Великих Гат, можно сказать, что цель чистой религии заключается в том, чтобы человек и общество пришли к умиротворению. Умиротворение ведет к развитию и, наконец, к совершенству. Результатом совершенства является радость и полное счастье. Человек обретает бессмертие или, иными словами, становится единым целым с Ахура Маздой.

Основные способы достижения этой цели можно выразить тремя короткими словосочетаниями: благие мысли, благие слова, благие поступки.

Ашо Заратуштра назвал нам основные жизненные принципы. Эти принципы вечны, и они не зависят от времени и места. Благодаря учению Ашо Заратуштры мы узнаем, что для того, чтобы достичь конечной цели, необходимо отправиться в путь из правильного места и идти в правильном направлении.

Первый шаг — благие мысли, здравый разум. Это означает, что необходимо увидеть и познать все стороны жизни — как внутренние, так и внешние. Следуя по этому пути, человек должен использовать полученные знания для того, чтобы путем сравнения и анализа понять законы и порядок, которые распространяются на процессы бытия и творения.

Упомянутые законы определяют порядок, который существует в природе и служит основой для творения. Человек также является частью этого творения, однако такой частью, которая, имея силу разума и созидания, может оказывать влияние на этот процесс, причем позитивное или негативное.

Если человек стремится к умиротворению, радости и счастью, он не может нарушать равновесие в природе. Он должен слиться с ней. Только такое умиротворение создает благоприятные условия для умственного и духовного развития и может привести к совершенству, то есть дает возможность познать истину. В этом случае человек обретает состояние радости и полной удовлетворенности, и душа становится бессмертной.

Умиротворение и радость будут полными только тогда, когда станут всеобщими. Поэтому последователь зороастризма, обретя внутреннее равновесие, должен направить свои усилия на совершенствование всего общества и в конечном счете всего мира, в котором он живет. Он должен вместе со своими братьями и сестрами по всему миру повести общество ко всеобщему умиротворению. Именно тогда наряду с расцветом, развитием, обновлением и прогрессом человек обретет вечность и бессмертие.

 

Перечень основных верований религии Заратуштры:

Ахура Мазда — Единый Бог, Владыка жизни и разума, Творец, дающий умиротворение человеку и прогресс миру; творение на основе разума и знаний; непрерывность и постоянство процесса творения, или постоянное обновление; цель творения, в том числе и человека, — в достижении совершенства, то есть в достижении истока знаний, разума и истинного существования в умиротворении, радости и счастье; по пути к знаниям и счастью (по пути к познанию Бога) человек проходит несколько этапов развития. Эти этапы, называемые "Эмшаспандан", фактически отражают приобретение качеств Мазды. Приобретая эти качества, человек может приблизиться к Богу, уподобиться ему и обрести его мудрость; человек живет в обществе, и он должен знать, что его совершенство не может быть полным без совершенства общества; "плохо" и "хорошо", "хуже" и "лучше" — понятия относительные. Дать верную оценку можно только тогда, когда "разум" человека, или сила, позволяющая определить характер того или иного явления, сориентированы в правильном направлении. Хорошая, созидательная, конструктивная мысль называется "Спента Маинью". Плохая, разрушительная мысль называется "Ангаре Маинью". Созидательная мысль помогает человеку продвигаться вперед самому, а также способствовать развитию окружающего мира. Разрушительная мысль приносит вред самому человеку, обществу и всему миру. Мудрый человек отдает предпочтение созидательной мысли; свобода выбора и получение результата, соответствующего сделанному выбору, составляют суть закона действия и противодействия. Если человек сделает неправильный выбор, он не обретет спокойствия до тех пор, пока не пойдет по правильному пути; будущее человека не определяется внешней силой, роком или судьбой; молчаливая сосредоточенность и молитвы — вот те средства, которые помогают человеку познать любовь Бога. Они дают силу, приносят умиротворение, и, где бы человек ни находился, как только у него возникает потребность, он может немедленно воспользоваться ими.

 

Ахура Мазда — зороастрийский Бог

Ахура Мазда" означает "творец бытия, знающий истину" или "животворящий всеобщий разум". Более простым языком Его можно назвать "Владыкой жизни и разума". Это всеобщая сила. В ней все сосредоточено, и от нее все происходит. Другими словами, все созданное во всем его многообразии — творение этой силы, которая обладает тремя основополагающими качествами:

1) бытие;
2) познание;
3) созидание.

Бог, благодаря Своему величию (Спента Маинью), Своему бытию, на основе Своего закона (Аша) творит, учит, организует и совершенствует.

Человек, все живое и все, что окружает человека, — часть дарующего добро и радость творения Бога. Ахура Мазда — всеобъемлющая сила, вмещающая в себе все сущее, поэтому у нее нет конкретной формы. Для того, чтобы распознать эту силу, необходимо знать ее свойства (особенности). Эти свойства в какой-то мере присущи человеку. Они ведут по жизненному пути, направляют к совершенству. Таким образом, человек, обладая некоторыми качествами Бога, должен выявлять в себе эти качества, развивать их и приумножать и с их помощью приближаться к Ахура Мазде. Кроме того, на этой основе просвещенные люди объединяются друг с другом и все вместе идут по пути к совершенству, изменяют и улучшают окружающий мир. Именно такие люди помогают Богу.

 

Жизненные основы или качества, присущие Мазде и человеку

1. Спента Маинью, или "благие и приумножающие разум и душа" — созидающее качество Мазды. Благодаря именно этому качеству происходит созидание. Оно постоянно возрастает и совершенствуется. Мы, люди, также сотворены благодаря этому качеству.

2. Воху Мана, или благие нрав, мысли и разум, способность сопоставлять и делать оценки. Она позволяет человеку познавать, учиться определять, что есть хорошо и что есть плохо. Иными словами, это способность разума понимать закон действия и противодействия, а также причины всего происходящего. Это благие мысли, следствием которых становятся благие слова и поступки. С помощью Воху Мана человек узнает о существовании Ахура Мазды, о его сущности, постигает тайну жизни и начинает понимать свое предназначение в жизни. Однако возникает необходимость четко представлять себе, что есть хорошо, а что плохо. Согласно Гатам, понимание того, что хорошо, а что плохо — это результат размышлений.

Человек свободен в своем выборе, то есть он может выбрать плохое, а может — хорошее. Хорошая мысль конструктивна. Она приносит пользу обществу. Плохая же причиняет людям вред. Оба понятия относительны. Все зависит от времени и места происходящих событий. Основой правильного суждения является просвещенный ум и знание прежних мировоззрений.

3. Аша — закон и порядок, на которых основывается созидание. Все стороны бытия неразрывно связаны с Ашей. Основой такого порядка служат правда, честность и справедливость. Рамки закона охватывают все, начиная с закона действия и противодействия и заканчивая равенством людей и душевным равновесием человека, начиная с его единения с природой и заканчивая спокойствием и благополучием в обществе. Исходя из данного определения, следует отметить следующее.

Согласно правилу истины, правильный поступок совершается в правильное время, в правильном месте, с правильными целями и правильными средствами. Результат такого поступка всегда будет правильным. По-другому и быть не может. Если человек и общество будут идти по верному пути, совершать правильные поступки, соизмерять свои действия с законами бытия и созидания, они смогут достичь порядка, умиротворения, прогресса и совершенства. Благодаря именно этому будет достигнута конструктивность, и люди получат пользу.

Обратная сторона правды — ложь. Все ее проявления, то есть лживые мысли, слова и поступки, дают неправильные результаты. Как следствие, причиняется вред, страдания и разрушения, в первую очередь другим людям. Страдания многократно увеличиваются в связи с тем, что лживые поступки порождают гнев, а гнев лишает человека разума, ведет к насилию, угнетению и несправедливости.

Таким образом, каждый человек, отрицающий гнев и ложь, должен следовать закону правды и совершать правильные поступки. Это принесет и ему самому, и другим людям радость, счастье и процветание. В Гатах тех, кто соблюдает Ашу, называют Ашаван, а тех, кто следует законам лжи — дрегвант.

Несколько примеров из основных положений закона Аши:

свобода выбора для человека; ответственность человека за сделанный выбор; правовое равенство всех людей — как мужчин, так и женщин; закон поощрения и воздаяния (падаш-падафра), вытекающий из общего закона действия и противодействия. Каждый человек получает то, что заслужил в результате сделанного выбора: "Что посеешь, то и пожнешь"; каждый человек, любая вещь должны занимать правильное, подобающее им место, тогда будет получен правильный результат; необходимо сохранять чистым место своего обитания (беречь окружающую среду); постоянное обновление мира на пути самосовершенствования и выбор конструктивной или деструктивной роли на этом пути; проявление сдержанности при решении различных проблем как самого лучшего, самого естественного и конструктивного способа действий; конструктивные дела и поступки.

4. Хшатра. Человек, познав себя и научившись пользоваться в благих целях разумом и жить по закону Аши, может управлять своей физической и духовной силой. Это позволяет ему полностью контролировать свои поступки и одерживать верх над плотскими страстями. Такую победу над собой мы называем "Хшатра". Еще ее называют наставлением Ахуры, то есть в человеке в полной мере проявляется качество Бога, именуемое "Хшатра".

Хшатра в обществе людей — это такое положение, при котором люди с благими мыслями, словами и делами, объединившись все вместе, выбирают добро в качестве основы для своей деятельности (Воху Хшатра Ваирья). Такую систему назвали Правлением Бога. При этой системе нет места силе, угнетению, гневу и несправедливости. Все живут в радости, счастье и покое. Простым языком, Хшатру можно назвать "порядком добра".

5. Спента Армаити, или внутреннее и возрастающее умиротворение. Одержав победу над собой, получив знания и следуя закону Аши, человек достигает внутреннего равновесия. В таком состоянии он совершает великие дела, с любовью относится к окружающим, приносит людям радость. Свое счастье он видит в счастье других. Такое состояние приносит внутреннее умиротворение, а оно, в свою очередь, создает условия для дальнейшего развития человека, приближает его к бессмертию. Спента Армаити — пример развития в состоянии умиротворения.

Таким образом, общество в состоянии Хшатры находит путь к умиротворению, радости и счастью. Оно становится способным к развитию и совершенству. В результате в обществе достигается умиротворение и всеобщее братство.

6. Хаурватат, или самопознание. Это такое состояние тела и души, при котором человек испытывает умиротворение. Он совершенствуется в физическом отношении, развивает свои способности и приближается к полному самопознанию. Он избавляется от многих недостатков и достигает совершенства, то есть познает в полной мере учение Ахура Мазды и приближается к нему.

Познание Бога означает познание самого себя. Познавшие себя люди ведут мир к Хшатре, к всеобщей любви и совершенству.

7. Амеретат, или бессмертие. Когда мы обретаем умиротворение, состояние нашего духа достигает наивысшей степени совершенства. Наша совесть чиста и спокойна. Мы становимся единым целым с Ахура Маздой, и, подобно ему, обретаем вечность.

В Гатах состояние вечного умиротворения называется "Гара Демана" или сосудом гимна, сосудом благих мыслей. Именно в этом сосуде находятся умиротворение и душевный покой. Дрегвант и ложные дела находятся в сосуде лжи. Они вызывают муки совести, и человек несет наказание. Он отказывается от злых дел и поворачивается в сторону добра, чтобы возвратиться в сосуд благих мыслей, в сосуд гимна.

Сраоша означает внутренний голос, откровение. Так называют состояние человека, при котором он чувствует присутствие Ахура Мазды с полным осознанием этого.

 

Жизнь после смерти

В Гатах ничего не говорится об этом. Единственный вывод, который можно сделать на основе их содержания, заключается в следующем: неправедные души, совершившие грех, возвращаются в "храм лжи" и остаются там до тех пор, пока не вернутся на праведный путь и не обретут вечную жизнь.

Другими словами, смерть — это всего лишь конец существования плоти, или конец физического существования. Жизнь души продолжается, ее сущность сохраняется. Последствия поступков человека во время жизни в этом мире останутся с душой и повлияют на ее существование в ином мире.

 

Достойные и недостойные поступки

В целом, чистая религия не учит, что можно делать, а что нельзя. Она излагает только жизненные принципы и основы, которые представляют собой как текущие, так и вечные законы бытия. Соблюдение этих законов гарантирует, что человек ведет праведную жизнь. Религиозные нормы носят общий характер. Их цель заключается в физическом и духовном здоровье.

Известный зороастрийский ученый, д-р Фарханг Мехр, хорошо изложил этот вопрос в своей книге "Новое видение с точки зрения старой религии". В частности, он писал:

"Предписания и запреты в зороастризме большей частью носят общий, а не частный характер. Так, требование о здоровом теле и о здоровой душе носит общий характер. Частные вопросы, например, указание считать днем промежуток времени между восходом и заходом солнца, не нашли своего отражения в зороастризме (с точки зрения практики в ряде географических мест, например, на северном или южном полюсе, подобное указание трудновыполнимо). В то же время в зороастризме есть ряд традиций. К примеру, по крайней мере четыре раза в месяц последователи религии не употребляют в пищу мясо. Некоторые из зороастрийцев вообще не едят мясо. Это свойственно данной религии. Как и в случае с продолжительностью дня на северном или южном полюсе, вопрос о необходимости умерщвления животных в связи с употреблением их мяса в пищу не имеет особого значения с точки зрения науки и носит частный характер. Ограничения в употреблении мяса в пищу всего лишь традиция, свойственная данной религии.

В зороастрийской религии нет определенного выходного дня в неделе (то есть дня, в который, как считают последователи других религий, Бог отдыхает; в разных странах это может быть пятница, суббота или воскресенье). Таким образом, зороастрийцы могут не работать в один из этих дней в зависимости от условий страны их проживания, и это не будет противоречить их религиозным убеждениям.

В зороастризме не существует проблемы Адама и Евы, поэтому нет и вражды между сторонниками теории эволюции и сторонниками теории сотворения мира.

В зороастризме нет также никаких предписаний по поводу выплат определенных сумм религиозным деятелям или официальным лицам. В этой связи зороастрийцы, проживающие в той или иной стране, выполняя экономические решения государственных органов, принимаемые с целью обуздания инфляции и обеспечения прогресса, предоставляют свои финансовые средства в соответствующие органы и не уклоняются от выплаты налогов по религиозным соображениям.

Зороастрийцам близки такие понятия, как защита окружающей среды, права человека, равноправие женщин и мужчин, борьба с дискриминацией по расовым признакам и по признакам цвета кожи, поскольку эти понятия соответствуют общим принципам, изложенным в Гатах.

В Священной Книге нет никаких предписаний в отношении прав женщин и детей, несоблюдение которых противоречило бы основам религии.

Наконец, верность законной власти составляет одну из традиций религии, поэтому последователи зороастризма не создают правительствам особых проблем, особенно на религиозной почве. Такая способность приспосабливаться к существующему в стране режиму составляет извечную "тайну" зороастрийских сообществ.

Сохранение национальной и религиозной особенностей в стране проживания, следование государственному календарю и летосчислению и одновременное использование своего национального календаря — все это вполне возможно. Кроме того, в обществах зороастрийцев проводится обучение молодежи персидскому языку и литературе, насколько это возможно. Такова еще одна извечная тайна и основа жизни зороастрийских сообществ".

 

Что такое умиротворение?

Мы говорим, что гармония с природой и соблюдение закона бытия — единственный путь к достижению умственного и духовного умиротворения. Сейчас мы дадим некоторые разъяснения. Мы знаем, что гармония с природой не означает, что человек должен жить как растение, существовать только для себя в каком-нибудь укромном уголке и в конце концов там же и зачахнуть. Не означает это и то, что человек подобно животному должен, следуя инстинктам, заботиться только о еде, сне и продолжении рода. Человек — явление социальное. Его умиротворение зависит как от его личного душевного состояния, так и от общественного умиротворения. Эти два понятия неразрывно связаны друг с другом.

При правильном понимании того, что в чистой религии говорится о процессе созидания (на сегодняшний момент существуют различные способы определения правильности полученных знаний), мы увидим, что все созданное вокруг нас существует в полной гармонии друг с другом и подчинено общему закону созидания. Иными словами, любое новое явление будет существовать и развиваться только тогда, когда оно находится в гармонии с другими субъектами бытия.

Человек также не выходит за рамки этого закона. С другой стороны, он — единственное творение Бога (насколько нам известно на сегодняшний день), которое, обладая свободой мысли и действия, может сделать неправильный выбор и пойти по пути, ведущему к нарушению этой гармонии. В результате, будет нарушено также состояние умиротворения как самого человека, так и всех окружающих. Таким образом, единственный верный путь лежит в первую очередь через поиски знаний о законе бытия, его понимание, а также через поступки на основе этого закона. Тему умиротворения можно рассматривать с двух точек зрения:

умиротворение личное; умиротворение групповое.

Умиротворение личное. Как мы узнали, для того, чтобы достичь умиротворения (Спента Армаити), необходимо добиться Хшатры, то есть одержать победу над собой, над своими чувствами, что необходимо человеку как воздух для дыхания.

Единственный путь к истокам знания, к постижению истины проходит через обретение умиротворения. Благодаря ему путь к свету становится легким, и оно позволяет придти в конце концов к намеченной цели. Именно такой путь прошел сам Ашо Заратуштра, став первым известным в истории человеком, достигшим источника света. Этим источником света, знаний и истины был Мазда. Божественность настолько велика, что охватить ее мысленно довольно трудно, и в то же время настолько досягаема, что придти к ней все-таки возможно. Разве это не так?

На протяжении истории человека многочисленные мыслители шли разными путями к той же цели и давали свои рекомендации своим последователям. Благодаря всем этим философским направлениям, а также новым способам познания души человек не получает самого важного средства, с помощью которого он путем предположений, догадок и размышлений приходит к пониманию истины. Таким средством является концентрация мысли, ее осознание и понимание ее истинного значения во всех проявлениях жизни. Именно эта концентрация мысли и ее осознание помогают медленно, шаг за шагом познать реальность и свой внутренний мир, получить представление о работе внутренних органов и органов чувств человека. Борьба с первопричинами разрушительных чувств и ощущений помогает воспрепятствовать их проявлению и в конечном счете одержать над ними победу. Одним из основных способов достижения концентрации мысли могут быть упражнения по развитию внутреннего видения или медитации.

Еще один путь к познанию и обретению умиротворения — это молитвы.

Умиротворение наступает тогда, когда нет места грубым, разрушительным чувствам и, как их следствию, гневу, лжи, трусости, злобе, враждебности, невежеству и т.д. Оно наступает тогда, когда человек преодолевает себя и испытывает только любовь, причем любовь бескорыстную, любовь ко всему созданному Богом. Умиротворение наступает тогда, когда человек может видеть во всем явные свидетельства небесного послания... Оно наступает там, где царят счастье, радость и Авашто.

Умиротворение групповое или общественное. Мы знаем, что человек — явление общественное, и его умиротворение зависит от умиротворения общественного. Общественное или всеобщее умиротворение наступает тогда, когда люди, исповедующие чистую религию, обретают личное умиротворение. После обретения личного умиротворения они на основе знания законов жизни постигают логику социальных явлений, изучают современные науки и вместе с другими последователями зороастризма разрабатывают систему управления своим обществом. Такая система называется Воху Хшатра Ваирья.

Одним из самых эффективных способов обретения и сохранения умиротворения в обществе, близости чувств и единства среди людей можно назвать проведение благотворных церемоний и обрядов, которые служат объединению людей и приносят им радость. Нельзя не сказать в этой связи и о групповых молитвах.

 

Молитва

Важная особенность молитвы заключается в том, что в ней в концентрированном виде выражается все то, о чем люди думают, говорят и читают. Молитва не просто читается. Она поется как гимн, имеет свой ритм и мелодию. Это делает ее воздействие более эффективным. С другой стороны, огромное значение имеет то место, где читается молитва. Царящая в этом месте атмосфера усиливает воздействие молитвы. Горящий огонь олицетворяет свет знания, истинность Мазды. Он позволяет молящимся сконцентрироваться. Кроме того, огонь связан с религиозными верованиями. Не следует забывать о том, что речь идет о внутреннем свете. Именно в нем заключается цель молитвы. Он появляется тогда, когда мы обретаем способность внутреннего видения, то есть видения через "Соруш".

Еще одной характерной чертой молитвы, ее обязательным условием является то, что она должна быть "чистой". Имеется в виду как внутренняя чистота, так и внешняя. Под внутренней чистотой понимается отсутствие любых плохих мыслей, а внешняя чистота — это чистота тела и того места, где читается молитва.

 

Одежда молящегося — это сэдрэ, кошти и сарпуш

Сэдрэ — это традиционная одежда молящегося зороастрийца. Она считается внешним свидетельством принадлежности человека к зороастризму (внутренним свидетельством является чистота). Сэдрэ (как и кошти) должен быть белого цвета. Никаких пуговиц или металлических застежек на ней не должно быть. Сэдрэ шьется из тонкой ткани из хлопка. Это первый предмет одежды, надеваемый прямо на тело. Она представляет собой свободную рубаху без ворота, с короткими рукавами. На сэдрэ пришиваются два очень маленьких мешочка. Один размещается на груди, в районе сердца — он называется "горибан"; второй — на спине, он называется "гордэ". Эти мешочки имеют символическое значение. Гордэ символизирует ту задачу, которая стоит перед любым человеком и которую необходимо выполнить правильно. Горибан по-другому еще называют "мешком хороших поступков" или "мешком благих дел". Следует напомнить, что хорошие поступки "накапливаются" и ведут человека к счастью. Сэдрэ своим белым цветом символизирует чистоту, незапятнанность, свет Мазды. Говорят, что Сэдрэ защищает нас как броня от нечистых мыслей и оберегает наши души. Кроме того, он хорошо подходит для того, чтобы человек мог подпоясаться с помощью кошти.

Кошти — это пояс, которым последователь чистой религии подпоясывается, став зороастрийцем. Кошти символизирует связь человека с Богом и с обществом. Каждый раз, читая молитву, последователь зороастризма может "обновить кошти", то есть развязать и снова завязать пояс во время произнесения слов "Авеста-е кошти". Этот пояс изготавливается из шерсти белого ягненка. В нем переплетены 72 нити, которые символизируют 72 главы Ясны.

Во время групповой молитвы обновление кошти делает более прочными связи между последователями чистой религии, служит их сплочению.

Важная особенность сэдрэ и кошти заключается в том, что они должны быть изготовлены самим верующим.

Еще одним элементом одежды, который должен быть на зороастрийце во время молитвы, как личной, так и групповой, является сарпуш. Этот элемент одежды помогает содержать место молитвы в чистоте (он не позволяет падать волосам с головы). Во время групповой молитвы у него есть еще одно предназначение. Он усиливает чувство единения членов общества. Кроме, того, это — дань традиции, которая существует несколько тысячелетий и связывает нас с нашими предшественниками.

 

Время молитв и как они проводятся

1. Личная молитва. Как уже отмечалось, основная цель молитвы заключается в обретении умиротворения. С другой стороны, молитва необходима для обновления кошти, то есть для напоминания об ответственности, которую несет верующий. Способ и время проведения молитвы зависят от самого молящегося и от условий, в которых он находится. Согласно традиции, чем больше человек молится, тем ближе он становится к Ахура Мазде, обретает духовность и умиротворение в своей жизни. В целом, можно отметить две стороны личной молитвы. Первая связана с обретением умиротворения и самопознанием. Для обретения умиротворения и спокойствия могут быть использованы различные техники, например, концентрация внимания на правильном дыхании и др. Вторая сторона связана с получением знаний, проповедуемых Ашо Заратуштрой. Это достигается чтением Гат и концентрацией внимания на содержании молитв, на заложенном в них смысле. Личные молитвы завершаются обновлением кошти и повторением обета.

Как правило, молитвы могут проводиться в любом удобном состоянии. Их можно читать сидя, стоя и даже лежа (во время болезни). Обновление кошти, естественно, удобней осуществлять стоя. Наличие огня и света в месте проведения молитвы олицетворяет Мазду и направляет внутренний свет молящегося в сторону истины. При этом концентрация играет очень большую роль.

2. Групповая молитва. Существует несколько разновидностей групповых молитв. В первом случае мобед (или любой другой молящийся) читает молитву, а остальные слушают его, и молитва служит для них объединяющим началом. Другой вид молитв связан с обновлением кошти. Для этого необходимо специальное молитвенное помещение. Если такого помещения нет, тогда можно создать соответствующие условия: в помещении должны быть огонь и свет, можно использовать благовония и т.д. Самое важное, чтобы молитвы читались с чистым сердцем и все молящиеся чувствовали единение друг с другом. Кроме того, созданию атмосферы единения молящихся может послужить совместное чтение выдержек из Авесты в начале групповой молитвы. Для этого предлагаются следующие молитвы: Ашем Воху, Ята Аху, Йенге Хатам и часть Хамазур бим из Авеста-е кошти.

О молитвах шайесте, о процедуре надевания сэдрэ и повязывания кошти будет рассказано в отдельных статьях, чтобы сделать чтение более легким и чтобы эти брошюры можно было использовать как самостоятельный материал.

С надеждой на лучшие дни для чистой религии и ее последователей, с пожеланиями дружбы, умиротворения и покоя всем людям на земле!

 

Написание этой статьи было завершено в счастливый праздник рождения Ашо Заратуштры, в день Хордад месяца Фарвардин 3737 года зороастрийского летосчисления (в марте 1999 года) в городе Гетеборг, Швеция.

 
 

Page Design:  Анатолий СОРОКИН  Sorokin_t@mail.ru
Copyright © 1991-2010
Все права защищены

Сайт управляется системой uCoz