Книга первая
ОМСКИЙ
ВОДОВОРОТ
От автора
В МИНУТУ
РАЗДУМИЙ
Теперь, на склоне собственных лет я с
ужасающей обескураженностью начинаю
осознавать, что никакой святости,
провозглашаемой 70 лет нашими
отечественными властолюбцами, нет, и не
было. Над огромной страной витали
странные миражи, обладающие мистическими
свойствами воздействия на подкорку и
вводившие в транс, в эйфорию
благостного доверия российского
мирянина, с усердием старательного
школьника наполнявшего себя догмами и
сладостными надеждами о всеобщем
равенстве и неизбежности мировой победы
коммунизма. А ведь с этой магической
веры начиналась Гражданская война, под
ее будоражащими лозунгами натягивались
колючки ГУЛАГов и уничтожалось
инакомыслие.
Страшно лишиться вдруг ВЕРЫ. Веры в
близких, во все, чем жил и пытался
создавать, не щадя сил, в будущее
детей, в общество, государство.
Оставаясь умеренным оптимистом, устал,
надорвался, поняв свою незначительность
и неспособность противостоять системе,
насилующей ничтожного человека. Душа
просит покоя, равновесия мыслей,
внутреннего согласия зла и добра, и не
находит. Выстыло, вымерзло, выветрилось.
А было ли: странно, однозначно не знаю,
но, кажется, было.
Или только казалось, что было, но
судьба раззявила вдруг свою
ненасытную пасть, дунула злобно и
опрокинула вверх тормашками все мои
прежние ценности, впервые по-настоящему
заставив задуматься о событиях
семидесятилетней давности.
По-настоящему и всерьез; без соплей и
трагических воплей.
…Многое, необъяснимо многое случается
вокруг нежданно-негаданно, точно обухом
по голове, сотрясая нашу привычную
обывательскую устойчивость. Как выстоять
и уцелеть, не совершив постыдного? О
чем больше думается в минуты Великих
потрясений, изменяющих своевольно не
только картину тысячелетнего мира, но и
полюса его притяжений? Незыблемого
мира, не вызывавшего опасений и
ставшего агрессивным, ожесточившимся,
совершенно чуждым, отторгающим самого
себя…
А в Европе все надеются упорядочить труд
и примирить его с капиталом, вопреки
убийственным выводам седовласого немца о
невозможности подобного союза, и
наконец-то нащупать идею, объединяющую
мусульманство и христианство. С завидным
упорством воспеваются прелести
свободного предпринимательства, впритык
не замечая погубленную систему
социально уравновешивания труда с
безграничными возможностями её
совершенствования на благо одурманенным
и околпаченным, давно продавшим душу
дьяволу и золотому тельцу. Всемирный
ростовщик Заокеанские Штаты, не изменяя
устоявшимся нравам, угрожает возмездием
за посягательство на частную
собственность и так называемые интересы
державы-кровопийцы, наращивая мускулы,
как осатаневший волчара, в постоянной
охоте за тем, чем никогда не владел, но
сильно хочется. Россия, выступив на
мировую авансцену, словно пьяная девка
в захолустной пивнушке с грязными
номерами, напялив на маковку золотой
крест прошлой веры, бесстыдно плодит
олигархов, как бесценную прослойку
нового общества и, невинно опуская
долу глаза, не замечает беспризорных
детишек и расширяющиеся погосты. Вновь
околпаченным и еще более бесправным
народом все пропито и перезаложено, а
страна богатеет на зависть ненавистному
Забугорью! Только вот богатеет-то джина
ловкачей далеко не русского
происхождения, с легкой руки пучеглазого
вдохновителя новой вольницы, не знающей
запретов, нахально присвоившей
накопленное нашими трудолюбивыми дедами,
по песчинке перебравшими и переложившими
с одного места на другое золотоносную
насильницу-Колыму, а миллионы молчаливо
взирают, дожидаясь нового звездного
часа. Так и живем – хлебную корку жуем
в тоскливом ожидании милостей или от
Бога, или от нового Молоха других
моральных устоев.
Народ у нас закаленный невзгодами,
библейский всетерпец, и рассудительный,
интеллигенции верит, печатному слову. Не
грусти, трудяга! Наберись очередного
столетнего терпения! Вот барин придет в
себя после очередного Всероссийского
загула, отъест приличное брюшко,
опрокинет хрустальный жбанчик рассолу
вековой выдержки, почешет волосатую
разбойную грудь и разведет по новым
стойлам, чтоб не бодались друг с другом.
Кто виноват? Сам захотел капитализму в
онучах и нового переселения на
бескрайнее русское кладбище под забытый
тележный скрип и надрывные слезы;
получай во всей бесхитростной, но
соблазнительной как всегда упаковке!..
Нет русской деревни, пусто и глухо в
весях – сердце сжимается у внука омского
казака, сложившего голову за Отечество в
жестоком Ледовом походе 19-го, и сына
красного пулемётчика, захлебнувшегося
собственной кровушкой на пятой атаке под
Смоленском в 41-м. Проселки, так и не
став проезжими дорогами, поросли лебедой
и бурьяном, на городской обочине теперь
толпятся наши бывшие деревенские бабы,
мужики, безответные недоученные дочери,
торгующие, кто последним
социалистическим шмотьем по три копейки
за пуд, кто собственным
капиталистическим телом; землю, просторы
пусть обихаживают китайцы. Деды пахали
на царя-батюшку, отцы – на
Ленина-Сталина и ненасытную мировую
революцию, внукам пришел час
погорбатиться на Гусинских, Березовских,
Лужковых в купе с пучеглазыми
родственниками Честнейшего Президента
Времен и ваучерного благодетеля.
Помните, как бил себя в грудь, обещая
общенародное обогащение и
бескомпромиссную борьбу с привилегиями?
Ах, как хотелось поверить, отдать ему и
голос и сердце! Вырастили себе на шею!
Под завязочку получили, земля тебе
пухом, благодарствуем, отец родимый,
вовек не забудем! Особенно за
хамоватое барство с годовыми доходами,
превышающими бюджеты федеральных
округов, не ощущающее никого вокруг,
кроме себя любимого да удачливого.
Но ведь везунчик-то – вор,
товарищи-господа! И все это знают.
Ненасытный ворюга, заботливо
выпестованный нашими упитанными и
вальяжными демократами шепеляво-гундосой
волны, упрямо продолжающими ласкать наш
слух призывами об амнистии капиталу. А
где амнистия ни в чем неповинному
труднику и компенсация за грабеж похлеще
Октябрьской реквизиции! А возьми-ка
любого как следует за мошонку, да
прищеми дверью по старому обычаю, такое
полезет из вновь народившегося
краснорожего барина с бусыми от пьяни
зенками. И не только рябчики с
ананасами… Легче в могилу молча зарыть,
да ведь осчастливить успел кое-кого из
власть поимевших, делился, пока капиталы
удесятерял мановением волшебного
чиновничьего пера. А ворон ворону глаз
не выклюет, в защиту тусовкой попрут –
адвокатов-то расплодилось: один ярче
другого, включая халявщиков
непосредственно из толпы. И тоже все –
истинные правдолюбцы, защитнички чести,
вроде бы даже какой-то морали, под
зорким доглядом самого ПРЕЗИДЕНТА в
комитетах совести заседают, мать их…
Испробовав казенной свободы с колымскими
зонами отчуждения, русский ум так и не
осилил главное – в чем же все-таки
основополагающий смысл истинного
народоправства, почему-то не вызревший
ни на самобытной волне Новгородского
вече в прошлом, не в трусливую пору
коммунистического рая двадцатого века.
И, похоже, покрывая землю обильными
всходами всяких случайных «оттепелей»,
не вызреет, так в зеленом виде и пойдет
на корм самому себе.
Идеи! Идеи! Вечные метания и надежды на
возможное и неосуществимое лишь потому,
что все мы убоги и мелкотравчаты по
природе разума и греха.
Да, это печально и неисправимо,
поскольку безумие, поражающее время от
времени наш рассудок и его здравомыслие,
схоже с наследственной неизлечимой
болезнью, а понятие настоящей
справедливости всегда беззащитно, убого
и обособлено.
…На всем протяжении истории развития
светской государственности только
Великой России удалось дважды изменить и
статус своего общества и градиенты его
полюсов, сделав белое красным, а потом
красное снова белым – правда, пока
грязно-белым, – и дважды переменить плюс
на минус его общественных устремлений.
Только Великому Евразийскому
конгломерату разноговорящих народов,
объединенному общим нервическим спазмом
в единую державу-саттелит, выпало
испытать на самой себе и
основополагающей русской нации как взлет
кровавой эйфории так называемого
«разрушения оков», так и позорное
дезертирство с полей этого гигантского
всепожирающего сражения. Пережить
предательство правящих верхушек той и
другой систем и, хуже того, измену
нравственным идеалам, выстраданным и
освященным нашими великими
предшественниками, собственной
интеллигенции, доказавшей своему
исстрадавшемуся народу, что абсолютной
святости цели не существует даже для
нее. Причем, как в первом потрясении
изменой «БЕЛОМУ ДЕЛУ», самой царской
семье, так и во втором – «КРАСНОМУ» –
всего коммунистического марш-парада,
начиная с безбожных идолов-лидеров,
опять не беря в расчет состояние самого
ошалевшего народа, получившего
возможность напиться на халяву и
наораться до одури.
Только – России, так и не создавшей
своим согражданам самых ничтожных
предпосылок для просветленного рая,
которого в природе живого, исключая не
писаные законы бытия отдельных кланов и
особей, просто не может быть.
…Я не искал крутых сюжетов для своего
повествования. Я думаю и размышляю, о
них, вспоминая деда-казака и
отца-красноармейца, с августовских
событий 1991 года, свидетелем которых
довелось быть не только в
Москве-Ленинграде, но и в Средней Азии,
включая последние «цветные революции», и
потому не нуждаюсь в расспрашивании о
том, кто что чувствовал и совершал.
Надышавшись едким угаром в самой гуще
событий, имею полное право на личную
оценку произошедшего. Только
собственное сердце и собственная душа –
Бог и Судья моим ощущениям и личным
поступкам. Иное для моего беспокойного
разума на склоне лет уже не приемлемо…
Укатилось вслед солнышку за бугорок
горизонта два десятка годков ошалевшего
русского пьянства, уложившего в могилу
намного больше моих родственников, чем
Отечественная война, не считая духовно
искалеченных, убитых нравственно, по
этой горькой причине не родившихся
вовсе. Что-то в каждом из нас уже
выровнялось, приутихло, выветрилось, но
что-то свернулось в ком грусти и
сожаления, давит и жжет. Вот это, что
давит и жжет, неудержимо рвется наружу.
Через судьбы людей разных эпох,
прошедших перед моим бунтующим
воображением, попытаюсь, насколько
сумею, и позволит время, отведенное мне
Небесами, просто порассуждать о прошлом
и настоящем, о будущем наших детей и
внуков с доступной для моих чувств
искренностью, не исключающей собственных
заблуждений – возможно и это пойдет
кому-то на пользу.
Не хочу больше кроваво-розовых игрищ
даже во имя ценностных миражей, так
называемых прав и свобод отдельной
личности. Не верю и на защиту грудью
не встану. Как и на выборы уже никогда
не пойду: ходил, активно участвовал,
бессовестно нарушал по соответствующей
просьбе. Баста, не хочу плодить подлецов
и хамов своими руками, а сражаться в
открытую давно непосильно.
Не верю, подобно своему народу,
задыхающемуся безысходностью в
самогонном захолустье и мало-помалу
осваивающему новую реальность своего
бытия, где все продается и все
покупается.
Разум не верит, насытившись тем, что
равенства нет, и не будет.
Потому что все это БЛЕФ, полезный для
одной части общества и вечно губительный
для другой. Потому что двусмыслица этих
прав и свобод существовала всегда и
останется неразрушимой до скончания
самой человеческой общности.
Мудрецу мудрецов Конфуцию, которому его
император предоставлял все возможности,
не удалось навести приличную
справедливость, куда уж нынешним
«просветителям», замеченным работой
мозга совсем в других направлениях!
Слышу и сострадаю, гневаюсь и чего-то
стыжусь – выходит, еще жив. Правда, не
знаю зачем. Хотя когда-то вроде бы знал
или думал, что знаю. Но кто-то разом,
как тушат свет, накинул на мою
изувеченную душу плотную ткань ночи. Мне
стало не холодно и не жарко,
показалось, сбежалась в глубине сердца
как ртуть, навсегда затвердев, сама
буйная кровь – радость жизни.
Кто же и когда разожжет новый очаг в
моем пасмурном доме – не знаю! Не
знаю, и знать, пока не дано. Ощущение
одно: нет СЕЯТЕЛЯ и нет СОЗИДАТЕЛЯ,
кругом только бессовестные рвачи,
карьеристы, хапуги, хватающие друг друга
за горло. Лихие оракулы и ораторы,
вновь завладевшие сознанием самой
скукожившейся массы, называемой
народом, убежденные в том, что они и
есть новые ПРОРИЦАТЕЛИ, владеющие
умами.
Изменилась и Церковь. Нет ПАСТЫРЯ для
заблудшей православной души, не жаждущей
покаяния. Бубнит себе в пустоту,
упиваясь убожеством паствы, сошедшей с
ума и тупо бьющей поклоны. Для греховной
русской натуры и преклонение перед
алтарем – скорее, экстаз и
самоистязание, но никак не раскаяние: ум
российский противоречиво-буйный всегда
живет мало кому понятным раздвоением,
когда в храме незримого Бога ему вроде
бы совестно, а за порогом нет и стыда.
Велик и могуч русский народец, по сей
день непонятного корня, лих на
распутство и безоглядность. В такую
минуту под руку ему не становись,
зашибет, не смутившись, что под
нательной рубахой носит православный
крест совести… Впрочем, «зашибать» друг
дружку – такое Великая Россия уже
проходили, когда умирали пастыри и
рушились звонницы, с чего и начнем
погружение в наши тяжкие и не замолённые
грехи…
|